Режим работы музея:
по предварительной записи, с 11:00 до 18:00
в выходные и праздничные дни
+7 (921) 0-200-699
пос. Тёсово-Нетыльский,
ул. Советская, д. 116Б

Мотовоз МД54-4


Мотовоз МД54-4-1547 в музее УЖД в Талицах
Изготовители: Калининский экскаваторный з-д и Истьинский МЗ
Годы постройки: 1958-1974
Род службы: маневрово-вывозной
Дизель: Д-54, Д-75, 54 л.с.
Тип передачи: механическая
Конструкционная скорость: 20,6 км/ч
Служебный вес: 10 т
Габариты: 7150х2115х2980 мм
Осевая формула: B-B
Лёгкий мотовоз МД54-4 колеи 750 мм был спроектирован на Калининском машиностроительном заводе. Первые образцы выпущены в 1958 г. Серийное производство мотовозов началось в 1960 г. на Калининском экскаваторном заводе и Истьинском машиностроительном заводе. До 1974 г. выпущено более 6800 мотовозов МД54-4, что делает этот локомотив самым массовым отечественным локомотивом для УЖД. Как и выпускавшиеся ранее двухосные мотовозы МД54-2, эти локомотивы во многом были унифицированы с тракторами ДТ-54 и использовались для маневрово-вывозной работы на временных путях, а также часто как основные локомотивы на внутризаводских УЖД небольшой протяжённости.

Рама мотовоза сварная, опирается на две двухосные тележки через восемь скользящих опор. В передней части рамы установлен дизель, закрытый капотом от трактора ДТ-54. Кабина машиниста расположена в центральной части рамы, имеет передние, задние и боковые окна, а также глухие металлические двери сдвижного типа. В задней части мотовоза оборудована открытая грузовая площадка, на которой установлены боковые ящики для балласта, которые могут быть использованы как дополнительные места для пассажиров или рабочих.

На мотовозе установлен тракторный дизель Д-54 мощностью 54 л.с. (позднее использовались дизели Д-75 с регулировкой на 54 л.с. и Д54А-С3). Дизель через сцепление ЗИС-150 вращает пятиступенчатую коробку передач от трелёвочного трактора КТ-12. Далее через упругую муфту, реверс-редуктор, карданные валы, раздаточные редукторы и малые карданные валы вращение передается на осевые редукторы колёсных пар. На 5-й передаче при 1300 об/мин дизеля максимальная скорость мотовоза составляет 20,6 км/ч.

Пневматическая система мотовоза состоит из компрессора, двух воздушных резервуаров, пневматического тормоза, песочниц, звукового сигнала (тифона) и стеклоочистителей (с 1962 г.). Пневматический тормоз мотовоза прямодействующий, В состав тормозной системы входит кран усл.№ 4ВК, регулятор давления усл. №3МД, тормозной цилиндр, и тормозная рычажная передача. Нажатие колодок односторонее, с внутренней стороны на все 4 оси мотовоза.

Несмотря на огромную растространённость этих локомотивов в прошлом (построено более 6800 единиц), на сегодняшний день на постсоветском пространстве сохранилось примерно полтора десятка мотовозов этой серии. В России известно всего о 4-х сохранившихся мотовозах МД54-4.

Мотовоз МД54-4 3137 был построен в 1969 году на Истьинском машиностроительном заводе и с постройки поступил в Марийскую АССР (ныне республика Марий-Эл) на УЖД Арбанского торфопредприятия. После 1980 г. был передан на завод “Ремдормаш”, где и находился до настоящего времени. В 2023 г. в разукомплектованном состоянии (отсутствовали двигатель, капот и некоторые другие элементы) был выкуплен коллективом музея Тёсовской УЖД. После приобретения необходимых запчастей начались работы по восстановлению мотовоза.

Фотогалерея

+посмотреть все метки

Изображения отсутствуют.