Режим работы музея:
по предварительной записи, с 11:00 до 18:00
в выходные и праздничные дни
+7 (921) 0-200-699
пос. Тёсово-Нетыльский,
ул. Советская, д. 116Б

Тепловоз-дрезина ТУ6Д


Тепловоз ТУ6Д-0250 в депо Паневежис, 2017 г.
Изготовитель: Камбарский маш.завод
Годы постройки: 1979-1987
Род службы: дрезина, маневрово-вывозной
Дизель, передача: ЯАЗ-204 120 л.с., механическая
Конструкционная скорость: 42 км/ч
Служебный вес: 13,5 т
Габариты: 8715х2550х3515 мм
Осевая формула: В-В
Грузоподъемность крана 1 тс
Серийный выпуск тепловоза-дрезины ТУ6Д на Камбарском машиностроительном заводе начался в 1979 г., после того как Демиховский машиностроительный завод прекратил выпуск грузовых дрезин серии ГМД.
Локомотив ТУ6Д предназначен для погрузо-разгрузочных и маневрово-вывозных работ на железных дорогах колеи 750 мм. За основу нового локомотива был взят массово выпускавшийся и хорошо себя зарекомендовавший тепловоз с механической передачей серии ТУ6А. Главным отличием было наличие грузовой платформы, аутригеров и гидравлического консольно-поворотного крана. ТУ6Д был оборудован стандартными ударно-тяговыми приборами, поэтому мог использоваться как локомотив с тяговыми характеристиками тепловоза ТУ6А.

Конструкция тягового привода дрезины взята от ТУ6А без изменений. Для размещения на раме локомотива грузовой платформы и крана двигатель был смещен вперед, а сам капот был сильно укорочен. Кабина разместилась почти посередине рамы.


Продольный разрез тепловоза ТУ6Д:
1 – холодильник; 2 – компрессор; 3 – дизель; 4 – подогреватель; 5 – топливный бак; 6 – пульт управления; 7 – стреловой кран;
8 – пово­ротное устройство: 9 – тележка; 10 – воздушный резервуар; 11 – реверс-редуктор; 12 – коробка передач;
13 – осевой редуктор; 14 – сцепное устройство; 15 – прицепная платформа

Несущим элементом дрезины является рама, которая опирается на две двухосные тележки с центральными шкворнями посредством восьми скользящих опор с резиновыми упругими элементами. Принятая конструкция и расположение опор обеспечивают плавный ход дрезины на прямых и хорошие динамические качества на кривых участках пути.

Тележки дрезины взаимозаменяемые и унифицированы с тележками тепловозов ТУ6А и ТУ7. На колесные пары тележка опирается через рессорное подвешивающее устройство, состоящее из пружин и вертикальных фрикционных гасителей колебаний. Все колесные пары — ведущие; буксы колесных пар — роликовые. Пружинные осевые упоры смягчают боковые удары колес о рельсы и позволяют дрезине плавно вписываться в кривые участки пути. Установленная на тепловозе пятиступенчатая коробка позволяет регулировать режим движения дрезины в зависимости от профиля пути.

Дрезина оборудована автоматическим прямодействующим и ручным (стояночным) тормозом, действующим на колесные пары задней тележки. На дрезине установлены прожекторы, буферные и сигнальные фонари, звуковые сигналы большой и малой громкости, а также песочницы для подачи песка под первые по направлению движения колесные пары каждой тележки. Для сцепщиков оборудованы торцовые площадки с удобными ступеньками и поручнями.

Рама дрезины является основанием, на котором монтируются силовая установка, кузов, вспомогательное и специальное оборудование. Одновремен­но рама служит для передачи тягового усилия, а также воспринимает вертикальную нагрузку при выполнении ра­бот грузовым краном. Главным несущим элементом рамы дрезины служат две хребтовые балки с несколькими попе­речными связями. Для крепления сцепных устройств на концах рамы имеются буферные балки. В раме встроены четыре бункера песочниц и два ящика под аккумуляторные батареи. Снизу по бокам рамы имеются четыре опоры для подъема дрезины. Опирается рама на две тележки через восемь скользящих опор с резиновыми амортизаторами. Такое рассредоточенное приложение вертикальной нагруз­ки в четырех точках на боковых балках каждой тележки улучшает вертикальную динамику дрезины.

Кузовная часть дрезины состоит из капота и кабины машиниста. Кабина машиниста закрытого типа представляет собой свар­ную конструкцию с наружной и внутренней обшивкой. Большие окна, расположенные со всех сторон кабины, обеспечивают хорошую видимость, что особенно важно при работе с краном. На раме дрезины кабина крепится на четырех опорах через резиновые амортизаторы, которые полностью исключают ее контакт с рамой. В правом переднем углу кабины рас­положен пульт управления, на панелях которого разме­щены приборы, органы управления, переключатели и дру­гие механизмы. С противоположной стороны расположен кнопочный щиток приборов для управления гидравличес­ким краном. На полу кабины размещены рычаги переключения пе­редач, реверса, сцепления и педаль подачи топлива.

Экипажная часть дрезины включает две двухосные уни­фицированные тележки и карданные валы, передающие крутящий момент от входного вала реверс-редуктора на осевые редукторы и колесные пары. Обе тележки имеют одинаковую конструкцию и взаимозаменяемы.


Тележка:
1 – рама; 2 – букса; 3 — гаситель колебаний: 4 — осевой редуктор; 5 — карданный вал;
6 – реактивная тяга; 7 — пневматическая камера; 8 — рычажная передача тормоза

Рама тележки имеет сварную конструкцию и образует­ся из двух продольных боковых балок коробчатого сече­ния. Для восприятия вертикальных нагрузок от главной рамы тепловоза рама тележки имеет четыре равноразнесенные опоры. Для предохранения карданных валов и опор рамы от поломки при сходе дрезины с рельсов на концевых балках приварены упоры, ограничивающие по­ворот тележки относительно оси главной рамы.

Дрезина имеет четыре взаимозаменяемые колесные па­ры с унифицированными редукторами. Сборные колеса состоят из стального колесного центра и насаженного на него бандажа, изготовленного из специальной стали, имею­щей хорошую сопротивляемость к истиранию.

Электрическая система дрезины предназначена для дистанционного управления аппаратами привода вспомогательных механизмов, обеспе­чения работы системы дистанционного контроля, освещения и сигнализации. Источниками питания сети дрезины являются аккуму­ляторная батарея и генератор. Все приборы контроля, а также органы управления электроагрегатами и осветитель­ными устройствами установлены на пульте управления и включаются соответствующими включателями и кнопками. Расположение контрольных приборов и органов управления в кабине машиниста такое же, как и на тепловозе ТУ6А.


Панель управления крановой установкой с выносным пультом

На тепловозе-дрезине установлен дизель ЯАЗ-М204А — двухтактный, с наддувом и не­посредственным впрыском топлива. Особенностью дизеля является установка насосов вы­сокого давления и форсунок, выполненных вместе в одном агрегате – насос-форсунке, которые установлены в голов­ке блока цилиндров на оси каждого цилиндра. Надежное охлаждение дизеля водой, маслом и проду­вочным воздухом, высокая точность обработки, примене­ние прочных материалов и их специальная обработка обес­печивают надежную и длительную работу дизеля.

Для производства погрузочно- разгрузочных работ дрезина оборудована поворотно-кон­сольным краном с переменным вылетом сочлененной стре­лы. Грузовой кран состоит из подъемной стрелы с грузо­захватным устройством, поворотной колонны, опоры, ме­ханизма поворота и поста управления краном. Компоновка крана позволяет осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в пределах зоны действия с круговым поворотом стрелы крана относительно оси вращения. В качестве рабочих органов подъема, опускания и по­ворота стрелы применяются поршневые гидравлические ци­линдры. Перемещение стрелы ограничивается ходом порш­ней гидроцилиндров.
Привод крана и аутригеров осуществляется от двигателя, а управление – электрогидравлическими вентилями из кабины машиниста или с выносного пульта. Для повышения устойчивости и предотвращения накло­на рамы на рессорном подвешивании дрезина оборудована дополнительными опорами. Опоры состоят из балок короб­чатого сечения, установленных на заднем торце главной рамы дрезины.


Стреловой кран:
1 — опора: 2 — стрелы; 3 — гидроцилиндры; 4 — подвеска;
5 — гидроцилиндр двухстороннего действия; 6 — блок; 7 — кронштейн

Дрезины ТУ6Д выпускались заводом серийно до 1987 года и поступили на многие дороги колеи 750 мм в различные отрасли промышленности. Всего было выпущено 389 локомотивов.

В 1979 году тепловоз-дрезина ТУбД демонстрировался на выставке «Лесдревмаш-79».
С 1987 года, в связи с переходом завода на выпуск тепловозов ТУ8 с дизелем ЯМ3-236 взамен ТУ6А, под новый дизель были перепроектированы все локомотивы, выпускавшиеся на базе ТУ6А, в том числе и грузовая дрезина ТУ6Д. Первый модернизированный локомотив, получивший обозначение ТУ8Г-0001, был выпущен в том же 1987 году и за исключением применения нового дизеля и связанного с этим несколько удлиненного капота не имел от ТУ6Д практически никаких отличий. Их серийное производство было начато заводом в 1988 году. Как и ТУ6Д, дрезины ТУ8Г поступали на узкоколейные дороги различных отраслей промышленности. Всего до 1992 года включительно построено 29 локомотивов.


ТУ6Д-0001, фото из архива Камбарского машиностроительного завода, 1978 г.

Тепловоз-дрезина ТУ6Д-0236 передан в музей Тёсовской УЖД в 2016 г. с Кушаверского торфопредприятия (Новгородская область) в разукомплектованном состоянии и ожидает восстановления.

Фотогалерея

Изображения отсутствуют.