Изготовитель: | Камбарский маш.завод |
Годы постройки: | 1979-1987 |
Род службы: | дрезина, маневрово-вывозной |
Дизель, передача: | ЯАЗ-204 120 л.с., механическая |
Конструкционная скорость: | 42 км/ч |
Служебный вес: | 13,5 т |
Габариты: | 8715х2550х3515 мм |
Осевая формула: | В-В |
Грузоподъемность крана | 1 тс |
Локомотив ТУ6Д предназначен для погрузо-разгрузочных и маневрово-вывозных работ на железных дорогах колеи 750 мм. За основу нового локомотива был взят массово выпускавшийся и хорошо себя зарекомендовавший тепловоз с механической передачей серии ТУ6А. Главным отличием было наличие грузовой платформы, аутригеров и гидравлического консольно-поворотного крана. ТУ6Д был оборудован стандартными ударно-тяговыми приборами, поэтому мог использоваться как локомотив с тяговыми характеристиками тепловоза ТУ6А.
Конструкция тягового привода дрезины взята от ТУ6А без изменений. Для размещения на раме локомотива грузовой платформы и крана двигатель был смещен вперед, а сам капот был сильно укорочен. Кабина разместилась почти посередине рамы.
Продольный разрез тепловоза ТУ6Д:
1 – холодильник; 2 – компрессор; 3 – дизель; 4 – подогреватель; 5 – топливный бак; 6 – пульт управления; 7 – стреловой кран;
8 – поворотное устройство: 9 – тележка; 10 – воздушный резервуар; 11 – реверс-редуктор; 12 – коробка передач;
13 – осевой редуктор; 14 – сцепное устройство; 15 – прицепная платформа
Несущим элементом дрезины является рама, которая опирается на две двухосные тележки с центральными шкворнями посредством восьми скользящих опор с резиновыми упругими элементами. Принятая конструкция и расположение опор обеспечивают плавный ход дрезины на прямых и хорошие динамические качества на кривых участках пути.
Тележки дрезины взаимозаменяемые и унифицированы с тележками тепловозов ТУ6А и ТУ7. На колесные пары тележка опирается через рессорное подвешивающее устройство, состоящее из пружин и вертикальных фрикционных гасителей колебаний. Все колесные пары — ведущие; буксы колесных пар — роликовые. Пружинные осевые упоры смягчают боковые удары колес о рельсы и позволяют дрезине плавно вписываться в кривые участки пути. Установленная на тепловозе пятиступенчатая коробка позволяет регулировать режим движения дрезины в зависимости от профиля пути.
Дрезина оборудована автоматическим прямодействующим и ручным (стояночным) тормозом, действующим на колесные пары задней тележки. На дрезине установлены прожекторы, буферные и сигнальные фонари, звуковые сигналы большой и малой громкости, а также песочницы для подачи песка под первые по направлению движения колесные пары каждой тележки. Для сцепщиков оборудованы торцовые площадки с удобными ступеньками и поручнями.
Рама дрезины является основанием, на котором монтируются силовая установка, кузов, вспомогательное и специальное оборудование. Одновременно рама служит для передачи тягового усилия, а также воспринимает вертикальную нагрузку при выполнении работ грузовым краном. Главным несущим элементом рамы дрезины служат две хребтовые балки с несколькими поперечными связями. Для крепления сцепных устройств на концах рамы имеются буферные балки. В раме встроены четыре бункера песочниц и два ящика под аккумуляторные батареи. Снизу по бокам рамы имеются четыре опоры для подъема дрезины. Опирается рама на две тележки через восемь скользящих опор с резиновыми амортизаторами. Такое рассредоточенное приложение вертикальной нагрузки в четырех точках на боковых балках каждой тележки улучшает вертикальную динамику дрезины.
Кузовная часть дрезины состоит из капота и кабины машиниста. Кабина машиниста закрытого типа представляет собой сварную конструкцию с наружной и внутренней обшивкой. Большие окна, расположенные со всех сторон кабины, обеспечивают хорошую видимость, что особенно важно при работе с краном. На раме дрезины кабина крепится на четырех опорах через резиновые амортизаторы, которые полностью исключают ее контакт с рамой. В правом переднем углу кабины расположен пульт управления, на панелях которого размещены приборы, органы управления, переключатели и другие механизмы. С противоположной стороны расположен кнопочный щиток приборов для управления гидравлическим краном. На полу кабины размещены рычаги переключения передач, реверса, сцепления и педаль подачи топлива.
Экипажная часть дрезины включает две двухосные унифицированные тележки и карданные валы, передающие крутящий момент от входного вала реверс-редуктора на осевые редукторы и колесные пары. Обе тележки имеют одинаковую конструкцию и взаимозаменяемы.
Тележка:
1 – рама; 2 – букса; 3 — гаситель колебаний: 4 — осевой редуктор; 5 — карданный вал;
6 – реактивная тяга; 7 — пневматическая камера; 8 — рычажная передача тормоза
Рама тележки имеет сварную конструкцию и образуется из двух продольных боковых балок коробчатого сечения. Для восприятия вертикальных нагрузок от главной рамы тепловоза рама тележки имеет четыре равноразнесенные опоры. Для предохранения карданных валов и опор рамы от поломки при сходе дрезины с рельсов на концевых балках приварены упоры, ограничивающие поворот тележки относительно оси главной рамы.
Дрезина имеет четыре взаимозаменяемые колесные пары с унифицированными редукторами. Сборные колеса состоят из стального колесного центра и насаженного на него бандажа, изготовленного из специальной стали, имеющей хорошую сопротивляемость к истиранию.
Электрическая система дрезины предназначена для дистанционного управления аппаратами привода вспомогательных механизмов, обеспечения работы системы дистанционного контроля, освещения и сигнализации. Источниками питания сети дрезины являются аккумуляторная батарея и генератор. Все приборы контроля, а также органы управления электроагрегатами и осветительными устройствами установлены на пульте управления и включаются соответствующими включателями и кнопками. Расположение контрольных приборов и органов управления в кабине машиниста такое же, как и на тепловозе ТУ6А.
Панель управления крановой установкой с выносным пультом
На тепловозе-дрезине установлен дизель ЯАЗ-М204А — двухтактный, с наддувом и непосредственным впрыском топлива. Особенностью дизеля является установка насосов высокого давления и форсунок, выполненных вместе в одном агрегате – насос-форсунке, которые установлены в головке блока цилиндров на оси каждого цилиндра. Надежное охлаждение дизеля водой, маслом и продувочным воздухом, высокая точность обработки, применение прочных материалов и их специальная обработка обеспечивают надежную и длительную работу дизеля.
Для производства погрузочно- разгрузочных работ дрезина оборудована поворотно-консольным краном с переменным вылетом сочлененной стрелы. Грузовой кран состоит из подъемной стрелы с грузозахватным устройством, поворотной колонны, опоры, механизма поворота и поста управления краном. Компоновка крана позволяет осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в пределах зоны действия с круговым поворотом стрелы крана относительно оси вращения. В качестве рабочих органов подъема, опускания и поворота стрелы применяются поршневые гидравлические цилиндры. Перемещение стрелы ограничивается ходом поршней гидроцилиндров.
Привод крана и аутригеров осуществляется от двигателя, а управление – электрогидравлическими вентилями из кабины машиниста или с выносного пульта. Для повышения устойчивости и предотвращения наклона рамы на рессорном подвешивании дрезина оборудована дополнительными опорами. Опоры состоят из балок коробчатого сечения, установленных на заднем торце главной рамы дрезины.
Стреловой кран:
1 — опора: 2 — стрелы; 3 — гидроцилиндры; 4 — подвеска;
5 — гидроцилиндр двухстороннего действия; 6 — блок; 7 — кронштейн
Дрезины ТУ6Д выпускались заводом серийно до 1987 года и поступили на многие дороги колеи 750 мм в различные отрасли промышленности. Всего было выпущено 389 локомотивов.
В 1979 году тепловоз-дрезина ТУбД демонстрировался на выставке «Лесдревмаш-79».
С 1987 года, в связи с переходом завода на выпуск тепловозов ТУ8 с дизелем ЯМ3-236 взамен ТУ6А, под новый дизель были перепроектированы все локомотивы, выпускавшиеся на базе ТУ6А, в том числе и грузовая дрезина ТУ6Д. Первый модернизированный локомотив, получивший обозначение ТУ8Г-0001, был выпущен в том же 1987 году и за исключением применения нового дизеля и связанного с этим несколько удлиненного капота не имел от ТУ6Д практически никаких отличий. Их серийное производство было начато заводом в 1988 году. Как и ТУ6Д, дрезины ТУ8Г поступали на узкоколейные дороги различных отраслей промышленности. Всего до 1992 года включительно построено 29 локомотивов.
ТУ6Д-0001, фото из архива Камбарского машиностроительного завода, 1978 г.
Тепловоз-дрезина ТУ6Д-0236 передан в музей Тёсовской УЖД в 2016 г. с Кушаверского торфопредприятия (Новгородская область) в разукомплектованном состоянии и ожидает восстановления.
Фотогалерея