Режим работы музея:
по предварительной записи, с 11:00 до 18:00
в выходные и праздничные дни
+7 (921) 0-200-699
пос. Тёсово-Нетыльский,
ул. Советская, д. 116Б

Пассажирская автодрезина ПД-1


Автодрезина ПД1 на Тёсовской УЖД
Изготовители: З-д им.Свердлова/Демиховский МЗ
Годы постройки: 1953-1954 / 1955-1974
Род службы: пассажирская автодрезина
Двигатель: ГАЗ-ММ / ГАЗ-М20, ГАЗ-М21
Тип передачи: механическая
Конструкционная скорость: 63 км/ч / 100 км/ч
Служебный вес: 3,8 т /4,2 т
Габариты: 5850/5760 х 1580 х 2250/2510 мм
Число мест: 9+1
В 1953 г. завод имени Свердлова начал выпуск трехосных пассажирских узкоколейных автодрезин ПД-1, предназначенных для малых пассажирских перевозок, а также оперативных перевозок администативно-технических работников. Многие узлы и агрегаты автодрезин были унифицированы с автомобилями Горьковского автозавода.

Силовая установка дрезины состояла из четырехтактного капбюраторного двигателя ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с., четырёхступенчатой коробки передач и реверс-редуктора. Вращающий момент на осевой редуктор первой оси задней тележки (от электростанции СЭП2) передавался при помощи карданного вала. Оси тележки были связаны втулочно-роликовой цепью. Для движения в обратном направлении кабиной вперёд дрезины оборудовались гидравлическим подъёмно-разворотным механизмом. Копмоновка приборов и органов управления в кабине вобдителя соответствовала автомобильной. Дрезины оборудовались механическим тормозом с приводом от педали и от штурвала, расположенного на месте рулевой колонки. Кузов дрезины имел 6 боковых дверей, по три с каждой стороны кузова (2 в кабине и 4 в салоне), оборудованных автомобильными стеклоподъемниками. В пассажирском салоне поперечно устанавливались три мягких трёхместных дивана для пассажиров. Салон имел противошумную изоляцию, стены были обшиты фанерой с отделкой замшей и деревянными накладками. Всего на заводе им. Свердлова до 1954 года было построено 65 автодрезин.

В 1955 году производство пасажирских узкоколейных автодрезин было передано на Демиховский машиностроительный завод, где их выпуск продолжался до 1974 года. Проект дрезины ПД-1 на Демиховском заводе был несколько переработан, в частности на “демиховские” дрезины устанавливались карбюраторные двигатели ГАЗ-М20 (52 л.с.), а впоследствии ГАЗ-М21 (75 л.с.), а также изменена отделка салона и конструкция дверей и сидений.

До 1974 года ДМЗ было выпущено около тысячи пассажирских автодрезин, в том числе двухосные варианты ПД-2, а также опытная дрезина ПД-3 с двигателем ЗМЗ-402 (24Д).

Помимо пассжирских автодрезин, завод им. Свердлова, а впоследствии и Демиховский машиностроительный завод выпускали грузовые автодрезины ГМД, пожарные автодрезины ПМД и санитарные автодрезины СМД.


Дрезина ПД-1 до восстановления

Дрезина ПД-1 была приобретена коллективом Тёсовской УЖД музея при поддержке команды «УЖД Северо-Запада» на Репельской УЖД в Волосовском районе Ленинградской области в 2009 г. в состоянии металлолома. Восстановление дрезины продолжалось до 2013 г. Конструкция дрезины в ходе работ была несколько изменена для удобства управления и безопасности, в частности установлен гидропривод сцепления и пневматический привод тормоза. Также была изменена компоновка пассажирского салона: диваны для пассажиров были установлены продольно, с увеличением количества мест до 10, установлен столик для пассажиров. Планируется восстановление подъёмно-разворотного механизма. Дрезина ПД-1 регулярно использется в ретропоездках, а также участвует в различных выездных мероприятиях.

Фотогалерея

+посмотреть все метки