Идея сохранения железнодорожной техники узкой колеи зародилась в далеком 2001 году, когда группа юных железнодорожников впервые посетила узкоколейную железную дорогу в посёлке Тёсово-Нетыльский Новгородской области.
Летом 2014 года на Тёсовской УЖД начинают проходить регулярные экскурсионные поездки на мотодрезинах и автодрезине ПД-1, ведется активное восстановление первых экспонатов, продолжается исследовательская работа.
Единственная аутентичная в мире восстановленная автомотриса АМ1 №169 пополнила коллекцию музея. Восстановление экспоната началось осенью 2019 года, и спустя 16 месяцев АМ1-169 была введена в эксплуатацию.
Музей становится комплексной технокультурной площадкой: заработал туристический комплекс “Тигода” с домиками для проживания, готовится к сдаче депо, ведётся благоустройство территории для посетителей.
Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги расположен в посёлке Тёсово-Нетыльский Новгородского района Новгородской области и представляет собой коллекцию образцов подвижного состава узкой колеи (локомотивов, вагонов и специальной техники) на действующей торфовозной узкоколейной железной дороге.
Первым экспонатом будущего музея стала приобретённая в начале 2000-х годов узкоколейная мотодрезина ТД-5у. Покупателями выступила группа юных железнодорожников Малой Октябрьской железной дороги.
После этого долгие годы взращивалась идея создания музея узкоколейной железнодорожной техники на базе Тёсовской УЖД с целью привлечения общественного внимания к проблеме её сохранения, а также сохранения редких образцов подвижного состава отечественных УЖД.
экспонатов
протяжённость УЖД
посетителей в год
Официально музей Тёсовской УЖД начал свою работу в 2014 году. Перед коллективом стояла задача активного поиска и приобретения экспонатов на других УЖД, а также косметического ремонта использующегося в экспозиции и ретропоездках по УЖД подвижного состава торфопредприятия «Тёсово-1», которому на тот момент принадлежала дорога.
За несколько лет работы команде музея удалось собрать более 60 единиц подвижного состава и техники, в том числе с других УЖД России и сформировать обширную экспозицию, регулярно демонстрируемую на экскурсиях и мероприятиях музея.
Несмотря на ограниченный бюджет, уже на протяжении девяти лет коллективу удаётся следовать изначально выбранной идеологии — большая часть техники находится в рабочем состоянии, и каждый желающий может ознакомиться с особенностями её конструкции и работы.
В музее продолжаются регулярные работы по ремонту и восстановлению экспонатов, проводятся экспедиционные поездки по другим узкоколейным железным дорогам для поиска новых экспонатов.
В музее регулярно проводятся экскурсионные ретропоездки по узкоколейной железной дороге. Посетители музея знакомятся с историей создания, эксплуатации и техническим устройством экспонатов, историей узкоколейных железных дорог нашей страны, особенностями их работы, а также с техникой и технологией разработки торфяных месторождений.