Изготовитель: | Камбарский маш.завод |
Годы постройки: | 1986-наст.время |
Род службы: | магистральный |
Дизель: | 1Д12, 400/300 л.с. |
Тип передачи: | гидравлическая (УГП-400/201) |
Конструкционная скорость: | 50 км/ч |
Служебный вес: | 24/20 т |
Габариты: | 10740х2450х3470 мм |
Осевая формула: | B-B |
Два первых опытных тепловоза серии ТУ7 были построены в 1970 году. На тепловозе был установлен дизель Барнаульского завода 1Д12-400 и двухтрансформаторная гидропередача УГП400-650 Калужского машиностроительного завода. Был заново спроектирован кузов локомотива, который воследствии стал унифицированным для всех локомотивов Камбарского завода. Испытания новых локомотивов проводились в 1971-72 гг. на Шатурской, Апшеронской и Алапаевской узкококлейных железных дорогах. После испытаний Камбарский завод приступил к серийному выпуску тепловозов ТУ7.
Тепловоз ТУ7 имеет капотную компоновку кузова. Кабина расположена в задней части локомотива, а все силовые агрегаты размещены под капотом на главной раме. Для составителей и сцепциков имеются торцевые площадки с удобными ступеньками и поручнями. Тепловоз имеет две двухосные ведущие тележки, унифицированные с тепловозами ТУ4 и ТУ5, но оборудованные фрикционными гасителями колебаний взамен гидравлических. В 1973 году завод спроектировал новые унифицированные тележки колеи 750 мм, которые стали подкатываться под все узкококолейные тепловозы КМЗ.
Тепловоз ТУ7 имеет просторную шумоизолированную кабину с хорошим круговым обзором. Входная дверь расположена с задней стороны тепловоза. Кабина установлена на резиновые амортизаторы, благодаря чему внутри значительно снижен уровень шума и вибраций. Для отопления кабины установлен калорифер. Два пульта управления, размещенных по диагонали, позволяют управлять теловозом с любой стороны.
С 1974 года заводом был освоен выпуск облегчённой версии теловоза ТУ7 со сцепным весов 20 т для УЖД с лёгким верхним строением пути. К концу 1970-х годов тепловозы ТУ7 постепенно становятся основными поездными локомотивами на многих УЖД.
С опытом эксплуатации тепловозов ТУ7 выявлялись их особенности и недостатки. На Камбарском заводе в процессе серийногого выпуска ТУ7 их конструкция претерпевала изменения и совершенствовалась. В результате в 1985 году заводом был выпущен опытный тепловоз, получивший обозначение ТУ7А. На тепловозе установили усовершенствованный дизель 1Д12-400КС и облегченную гидропередачу УГП400/201 усовершенствованное конструкции, а также примениили ряд новых разработок и усовершенствований, улучшающих надежность и работу систем локомотива в целом. Были заново спроектированы пульты управления и изменена компоновка кабины, что улучшило условия работы локомотивной бригады. Первый тепловоз ТУ7А проходил испытания на Апшеронской УЖД, после чего был налажен их серийный выпуск взамен тепловозов ТУ7, также в двух весовых модификациях (20 и 24 т).
Тепловозы ТУ7 и ТУ7А также поставлялись на экспорт в социалистические страны, в основном во Вьетнам, а также на Кубу, Чехословакию, Венгрию, Болгарию и др.
Тепловоз ТУ7А с постройки работал на Малой Восточно-Сибирской ДЖД в Иркутске, и в основном использовался в качестве резервного локомотива ввиду капотной компоновки и ограниченного обзора пути при движении вперёд. Примерно в 2010 г. тепловоз был отставлен от работы, а затем установлен в качестве экспоната на главной станции ДЖД. В 2020 году при поддержке правительства Новгородской области начались переговоры о передаче тепловоза ТУ7А-2925 в музей Тёсовской УЖД.
В январе 2022 года тепловоз был доставлен на Тёсовскую УЖД, коллективом музея были проведены ремонтно-восстановительные работы, и уже 3 марта проведена пробная обкатка нового экспоната. В дальнейшем был выполнен косметический ремонт кузова и кабины, установка осветительных приборов и другого оборудования, и сейчас ТУ7А-2925 полноценно эксплуатируется.
Фотогалерея