Режим работы музея:
по предварительной записи, с 11:00 до 18:00
в выходные и праздничные дни
+7 (921) 0-200-699
пос. Тёсово-Нетыльский,
ул. Советская, д. 116Б

Самоходная электростанция ЭСУ2А


ЭСУ2А-709, переоборудованная в мотовоз-снегочиститель, Тёсовская УЖД
Изготовитель: Губинское торфопредприятие
Годы постройки: 1972-1988
Род службы: мотовоз-электростанция
Дизель: Д-108, 108 л.с.
Тип передачи: механическая
Конструкционная скорость: 35 км/ч
Служебный вес: 15 т
Габариты: 8300х2100х3050 мм
Осевая формула: B-B

Электростанции ЭСУ-0 и ЭСУ-1

В 1962-63 гг. ВНИИТП вел разработку специального локомотива для работы с путевыми машинами узкой колеи. Опытный мотовоз-электростанция, получивший обозначение ЭСУ-0 )электростанция самоходная узкоколейная, тип “0” (“нулевой”,”опытный”) была построена в 1962 году на опытном заводе ВНИИТП в пос. Радченко Калининской (ныне Тверской) области на базе экипажной части и элементов кузова списанного к тому времени опытного теплоэлектровоза ЭД-16. Силовая установка электростанции включала тракторный дизель КДМ-100Б мощностью 100 л.с., механическую коробку передач от грузового автомобиля ЯАЗ-210, реверс-режимный редуктор и силовой генератор переменного тока мощностью 50 кВт. Электростанция также могла использоваться в качестве мотовоза для маневровых и хозяйственных работ, а также малых грузовых и пассажирский перевозок. После проведения испытаний на УЖД торфопредприятия “Назия” мотовоз-электростанция ЭСУ-0 был рекомендован комиссией к серийному производству.

С 1965 г. на заводе Губинского торфопредприятия был налажен серийный выпуск мотовозов-электростанций, получивших обозначение ЭСУ-1. От опытной электростанции ЭСУ-0 новые машины отличались незначительно, за исключением применения тракторного дизеля Д-108 мощность 108 л.с. Для запуска и прогрева дизеля применён бензиновый пусковой двигатель П-23. Коробка передач электростанции ручная, 5-ступенчатая, от автомобиля ЯАЗ-210. Режимно-раздаточный редуктор имеет ходоуменьшитель, благодаря чему в технологическом режиме скорость передвижения электростанции с путевыми машинами может составлять от 0,8 км/ч на 1-й передаче до 6,4 км/ч на 5-й. Рама ЭСУ-1 сварная, опирается на две двухосные тележки. Кузов капотной компоновки, имеет передний капот, под которым расположены дизель и вспомогательное оборудование, кабину в цетральной части и заднюю грузовую площадку, которая может использоваться для перевозки рабочих, инструмента и инвентаря. Для перевозки рабочих площадка оборудована боковыми деревянными скамейками для 6 человек, устроенными на ящиках для балласта. Силовой генратор установлен на передней площадке перед капотом и связан с коленчатым валом дизеля через муфту.

В 1968-69 гг. начат выпуст электростанций ЭСУ-1А, представлявший собой доработанный вариант ЭСУ-1. С 1970 г. эти машины выпускались под прежним обозначением ЭСУ-1 до 1980 года. Электростанции ЭСУ-1 и ЭСУ-1А в большом количестве поступали на торфовозные УЖД, где часто являлись основными локомотивами. На некоторых предкриятиях их можно было встретить до недавнего времени. Ныне несколько электростанций ЭСУ1 сохранены в музейных коллекциях.

Электростанции ЭСУ-2А и ЭСУ-2Б

С 1969 г. ВНИИТП велись разработки мотовоза-электростанции для работы с новым путеукладочным поездом ППР-2 с возможностью дистанционного управления мотовозом-электростанцией из кабины головного крана путеукладчика. Впоследствии была построена опытная электростанция на базе ЭСУ-1, оборудованная электродвигателем рабочего передвижения и электропневматическим тормозом. Она получила обозначение ЭСУ-2. В дальнейшем серийный выпуск новых электростанций с 1972 года начался на Губинском торфопредприятии под обозначением ЭСУ-2А. Вместо короткой кабины и открытой площадки новый локомотив имел удлинненнцю кабину с отделение для перевозки бригады рабочих. Под сиденьями в задней части кабины устроены ящики для инструмента, добавлены дополнительные двери для входа в заднюю часть кабины.

Двигатель и коробка передач ЭСУ-2А былии аналогичны электростанции ЭСУ-1. Для целей дистанционного технологического передвижения установлен дополнительный технологический асинхронный электродвигатель мощностью 22 кВт. Для дистанционного управления тормозами мотовоза установлен электровоздухораспределитель. На электростанциях последних годов выпуска устанавливался измененный капот большей длины, закрывавший также и главный генератор.

Мотовозы-электростанции ЭСУ2А получили гораздо большее распространение, чем ЭСУ1. Выпущено их было 1025 единиц. По сей день ЭСУ2А используются на УЖД торфопредприятий, как для работы с путеукладочными поездами, так и в качестве мотовоза.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов Губинским предприятием была выпущена опытная партия электростанций ЭСУ-2А с дизельным двигателем Д-130 и “новым” удлинённым капотом. Машины получили обозначение ЭСУ-2Б. К сожалению, информация о них практически отсутствует.

На Тёсовской УЖД в прошлом эксплуатировалось большое количество электростанций ЭСУ-1 и ЭСУ-2А. На данный момент в парке торфопредприятия имеется 3 электростанции ЭСУ2А, одна из них переоборудована в снегоочиститель. В фондах музея Тёсовской УЖД имеются электростанции ЭСУ-2А № 876 (передана с ДМЗ в 2023 г.), № 473 (сохранены рама и кабина) и ЭСУ-2Б №3, переданная с ДМЗ в 2019 г. В дальнейшем планируется восстановление электростанции ЭСУ2А в качестве действующего экспоната.

Фотогалерея

+посмотреть все метки