Изготовители: | Калининский экскаваторный з-д и Истьинский МЗ |
Годы постройки: | 1958-1974 |
Род службы: | маневрово-вывозной |
Дизель: | Д-54, Д-75, 54 л.с. |
Тип передачи: | механическая |
Конструкционная скорость: | 20,6 км/ч |
Служебный вес: | 10 т |
Габариты: | 7150х2115х2980 мм |
Осевая формула: | B-B |
Рама мотовоза сварная, опирается на две двухосные тележки через восемь скользящих опор. В передней части рамы установлен дизель, закрытый капотом от трактора ДТ-54. Кабина машиниста расположена в центральной части рамы, имеет передние, задние и боковые окна, а также глухие металлические двери сдвижного типа. В задней части мотовоза оборудована открытая грузовая площадка, на которой установлены боковые ящики для балласта, которые могут быть использованы как дополнительные места для пассажиров или рабочих.
На мотовозе установлен тракторный дизель Д-54 мощностью 54 л.с. (позднее использовались дизели Д-75 с регулировкой на 54 л.с. и Д54А-С3). Дизель через сцепление ЗИС-150 вращает пятиступенчатую коробку передач от трелёвочного трактора КТ-12. Далее через упругую муфту, реверс-редуктор, карданные валы, раздаточные редукторы и малые карданные валы вращение передается на осевые редукторы колёсных пар. На 5-й передаче при 1300 об/мин дизеля максимальная скорость мотовоза составляет 20,6 км/ч.
Пневматическая система мотовоза состоит из компрессора, двух воздушных резервуаров, пневматического тормоза, песочниц, звукового сигнала (тифона) и стеклоочистителей (с 1962 г.). Пневматический тормоз мотовоза прямодействующий, В состав тормозной системы входит кран усл.№ 4ВК, регулятор давления усл. №3МД, тормозной цилиндр, и тормозная рычажная передача. Нажатие колодок одностороннее, с внутренней стороны на все 4 оси мотовоза.
Несмотря на огромную распространённость этих локомотивов в прошлом (построено более 6800 единиц), на сегодняшний день на постсоветском пространстве сохранилось примерно полтора десятка мотовозов этой серии. В России известно всего о 4-х сохранившихся мотовозах МД54-4.
Мотовоз МД54-4 №3137 был построен в 1969 году на Истьинском машиностроительном заводе и с постройки поступил в Марийскую АССР (ныне республика Марий-Эл) на УЖД Арбанского торфопредприятия. После 1980 г. был передан на завод “Ремдормаш”, где и находился до настоящего времени. В 2023 г. в разукомплектованном состоянии (отсутствовали двигатель, капот и некоторые другие элементы) был выкуплен коллективом музея Тёсовской УЖД. После приобретения необходимых запчастей начались работы по восстановлению мотовоза В начале января 2025 года состоялись первые обкаточные испытания мотовоза.
Фотогалерея