Изготовитель: | Калужский маш.завод |
Годы постройки: | 1955-1959 |
Род службы: | магистральный |
Дизель: | 1Д12, 300 л.с. |
Тип передачи: | электрическая, пост.тока |
Конструкционная скорость: | 50 км/ч |
Служебный вес: | 32 т |
Габариты: | 10740х2450х3470 мм |
Осевая формула: | Во-Во |
Силовая установка тепловоза состоит из 12-цилиндрового V-образного дизеля 1Д12-300 и тягового генератора МПТ-49/25-3, мощностью 195 кВт при 1500 об/мин. Рама тепловоза сварная, состоит из двух хребтовых балок, соединённых между собой промежуточными креплениями и шкворневыми балками, и опирается на две двухосные тележки тремя опорами: центральной шаровой пятой и двумя боковыми скользунами. Кузов тепловоза имеет вагонную компоновку с двумя кабинами управления и состоит из сварного каркаса, наружной и внутренней обшивок с промежуточным слоем из мипоры. Тележки имеют сварную раму из листовой стали толщиной 20 мм. На тепловозе установлены 4 тяговых электродвигателя ДК-806А.
При создании тепловоза ТУ2 вопросам динамических качеств не уделялось должного внимания из-за необходимости скорейшего внедрения новых локомотивов. Их серийный выпуск был освоен практически без проведения испытаний для оценки безопасности движения при высоких скоростях, вплоть до конструкционной. Недостатки в конструкции устранялись уже в процессе эксплуатации. Динамические испытания проводились в ноябре 1958 г. на Эстонской ж.д. с тепловозом ТУ2-140. Было установлено, что при удовлетворительном состоянии пути на прямых участках с рельсами Р18 и Р24 скорость локомотива с поездом не должна превышать 50 км/ч, а в кривых радиусом до 600 м – 40 км/ч. На прямых участках при скорости 50 км/ч ход тепловоза становился крайне неспокойным, наблюдались бросание кузова и галопирование. В кабинах ощущались боковые удары от действия рамных сил. Причиной этого явился большой неподрессоренный вес тележек.
Всего в 1956-59 гг. был построен 281 локомотив серии ТУ2. После резкого сокращения протяжённости УЖД МПС тепловозы ТУ2 направлялись на детские ж.д. и в промышленность. В то же время высокая нагрузка на ось,
сложная в обслуживании и ремонте электрическая передача, а также вагонная компоновка кузова, неудобная в работе на промышленных УЖД с большим объёмом маневровой работы, резко ограничивали эксплуатацию ТУ2 на промышленных УЖД.
Тепловоз ТУ2-155 был построен в 1958 г. и поступил на Малую Горьковскую ДЖД. После 2012 г. было принято решение о его списании и утилизации. В 2015 г. начались переговоры с ОАО «РЖД» о сохранении тепловоза и передачи его музею Тёсовской УЖД. 3 апреля 2016 г. вице-президент ОАО «РЖД» Олег Сергеевич Валинский торжественно вручил коллективу музея сертификат о безвозмездной передаче локомотива. С июня по октябрь 2016 г. ТУ2-155 проходил ремонт на Калужском участке компании «ЖД Ретро-сервис» и 27 октября прибыл на
Тёсовскую УЖД.
В 2020 г. силами Музея проведены работы по ремонту кузова тепловоза, а также начаты работы по капитальному ремонту низковольтного электрооборудования тепловоза, реставрация пультов управления и электрических аппаратов. В дальнейшем планируется периодическая эксплуатация ТУ2-155 на участке Тёсовской УЖД, пригодном для движения локомотивов тяжёлого типа.
Фотогалерея