Режим работы музея:
по предварительной записи, с 11:00 до 18:00
в выходные и праздничные дни
+7 (921) 0-200-699
пос. Тёсово-Нетыльский,
ул. Советская, д. 116Б

Тепловоз ТУ4


Тепловоз ТУ4-2630 с торфовозным составом на станции Тёсовской УЖД
Изготовитель: Камбарский маш.завод
Годы постройки: 1962-1974
Род службы: универсальный
Дизель: У1Д6-250ТК, 250 л.с.
Тип передачи: гидромеханическая (УГП-230)
Конструкционная скорость: 50 км/ч
Служебный вес: 18 т
Габариты: 10740х2450х3470 мм
Осевая формула: B-B
К 1960-м годам, в связи с увеличением объёмов перевозок на узкоколейных железных дорогах, в условиях замены паровозной тяги возникла потребность в локомотивах большей мощности, чем у имевшихся на тот момент тепловозов и мотовозов. Ввиду специфики многих УЖД (легкое верхнее строение пути, наличие кривых малого радиуса), необходим был локомотив с небольшой нагрузкой на ось, имевший достаточную мощность, вписываемость в кривые малого радиуса и ремонтопригодность в условиях небольших предприятий. Тепловозы серий ТУ2 и ТУ3, выпускавшиеся в то время, имели чрезмерно большую нагрузку на ось (8 т) и довольно сложную для УЖД электрическую передачу. Так же эти тепловозы имели кузов вагонного типа, который, в условиях частой смены направления движения и усиленного наблюдения за составом и путями не мог быть удобным для локомотивных бригад. В связи с вышеизложенным, к 1961 году Камбарский машиностроительный завод совместно с институтом Гипролесмаш разработал новый тип узкоколейного локомотива с гидравлической передачей, который получил обозначение ТУ4.

Локомотив предназначен для поездной и маневровой работы на магистральных и временных путях колеи 750 мм. Силовая установка тепловоза состоит из 6-цилиндрового рядного 4-тактного дизеля У1Д6-250ТК с “сухим” картером и унифицированной гидромеханической передачи УГП-230. Кузов тепловоза – капотного типа, состоит из смещённой назад кабины машиниста и двух капотов – длинного переднего и короткого заднего. Под передним капотом размещено силовое и вспомогательное оборудование, под задним – аккумуляторные батареи и ящик для запчастей и инструмента. Доступ к агрегатам осуществляется через боковые дверки капота и быстросъёмную верхнюю крышку дизеля. Кабина машиниста – цельнометаллическая, внутри обшита фанерой, под которую заложена теплоизоляция. Кабина имеет две боковые двери и окна для обзора – передние, боковые и задние. У передней стенки кабины расположены приборная панель и стол управления, имеющий органы управления с обеих сторон.

В 1961 г. в Крестецком ЛПХ были проведены сравнительные испытания двух однотипных тепловозов с гидропередачей: ТУГМ-4, постройки Воткинского завода, и ТУ4, постройки Камбарского завода. По результатам испытаний было принято решение о подготовке к серийному выпуску тепловозов ТУ4.

После испытаний опытной партии ТУ4 строились Камбарским заводом в 1964-1972 гг. и получили широкое распространение на УЖД в различных отраслях промышленности. ТУ4 стал первым крупносерийным узкоколейным локомотивом с гидропередачей. В процессе производства теповозов ТУ4 в их конструкцию вносились изменения, менялся и их внешний вид.

Всего было построено более 3100 тепловозов ТУ4. Несмотря на солидный возраст, они до сих пор находятся на ряде УЖД в постоянной работе, пользуясь среди работников большей популярностью, чем более современные тепловозы выпуска 1980-х годов.

Тепловозы ТУ4 долгие годы были основным видом тяги на Тёсовской УЖД, но к середине 1990-х были выведены из эксплуатации ввиду практически полного упадка предприятия. Лишь один из тепловозов, ТУ4-1030 (1967 г.в.), был законсервирован и долгое время находился в комплектном состоянии. После 2005 г. тепловоз начали разбирать на запчасти. К 2012 г. локомотив лишился тележек и оборудования в кабине, во избежание разрезки его в металлолом было принято решение о выкупе тепловоза и передислокации его на подъездной путь будущего музея. В настоящее время ТУ4-1030 ожидает восстановления.

В 2014 году коллектив музея принимает решение о покупке тепловоза ТУ4-2630 (1971 г. в.) на закрывшемся Ранцевском торфо-предприятии. 12 июня 2014 г. тепловоз был доставлен на Тёсовскую УЖД. С июля по ноябрь силами Музея производился ремонт тепловоза, покраска кузова и замена элек-тропроводки. С января 2015 года локомотив регулярно используется в ретро-поездках.

Фотогалерея

+посмотреть все метки