
Тепловоз ТУ4-2630 с торфовозным составом на станции Тёсовской УЖД
Изготовитель: | Камбарский маш.завод |
Годы постройки: | 1962-1974 |
Род службы: | универсальный |
Дизель: | У1Д6-250ТК, 250 л.с. |
Тип передачи: | гидромеханическая (УГП-230) |
Конструкционная скорость: | 50 км/ч |
Служебный вес: | 18 т |
Габариты: | 10740х2450х3470 мм |
Осевая формула: | B-B |
Локомотив предназначен для поездной и маневровой работы на магистральных и временных путях колеи 750 мм. Силовая установка тепловоза состоит из 6-цилиндрового рядного 4-тактного дизеля У1Д6-250ТК с “сухим” картером и унифицированной гидромеханической передачи УГП-230. Кузов тепловоза – капотного типа, состоит из смещённой назад кабины машиниста и двух капотов – длинного переднего и короткого заднего. Под передним капотом размещено силовое и вспомогательное оборудование, под задним – аккумуляторные батареи и ящик для запчастей и инструмента. Доступ к агрегатам осуществляется через боковые дверки капота и быстросъёмную верхнюю крышку дизеля. Кабина машиниста – цельнометаллическая, внутри обшита фанерой, под которую заложена теплоизоляция. Кабина имеет две боковые двери и окна для обзора – передние, боковые и задние. У передней стенки кабины расположены приборная панель и стол управления, имеющий органы управления с обеих сторон.
В 1961 г. в Крестецком ЛПХ были проведены сравнительные испытания двух однотипных тепловозов с гидропередачей: ТУГМ-4, постройки Воткинского завода, и ТУ4, постройки Камбарского завода. По результатам испытаний было принято решение о подготовке к серийному выпуску тепловозов ТУ4.
После испытаний опытной партии ТУ4 строились Камбарским заводом в 1964-1972 гг. и получили широкое распространение на УЖД в различных отраслях промышленности. ТУ4 стал первым крупносерийным узкоколейным локомотивом с гидропередачей. В процессе производства теповозов ТУ4 в их конструкцию вносились изменения, менялся и их внешний вид.
Всего было построено более 3100 тепловозов ТУ4. Несмотря на солидный возраст, они до сих пор находятся на ряде УЖД в постоянной работе, пользуясь среди работников большей популярностью, чем более современные тепловозы выпуска 1980-х годов.
Тепловозы ТУ4 долгие годы были основным видом тяги на Тёсовской УЖД, но к середине 1990-х были выведены из эксплуатации ввиду практически полного упадка предприятия. Лишь один из тепловозов, ТУ4-1030 (1967 г.в.), был законсервирован и долгое время находился в комплектном состоянии. После 2005 г. тепловоз начали разбирать на запчасти. К 2012 г. локомотив лишился тележек и оборудования в кабине, во избежание разрезки его в металлолом было принято решение о выкупе тепловоза и передислокации его на подъездной путь будущего музея. В настоящее время ТУ4-1030 ожидает восстановления.
В 2014 году коллектив музея принимает решение о покупке тепловоза ТУ4-2630 (1971 г. в.) на закрывшемся Ранцевском торфо-предприятии. 12 июня 2014 г. тепловоз был доставлен на Тёсовскую УЖД. С июля по ноябрь силами Музея производился ремонт тепловоза, покраска кузова и замена элек-тропроводки. С января 2015 года локомотив регулярно используется в ретро-поездках.
Фотогалерея