Изготовитель: | Демиховский МЗ |
Годы постройки: | 1962-1972 |
Дизель: | ЯАЗ-М204 |
Тип передачи: | механическая с ДУ |
Конструкционная скорость: | 60 км/ч |
Служебный вес: | 15,5 т |
Число мест: | 37 |
Габариты: | 12500х2400х3370 мм |
Осевая формула: | В-2 |
создания пассажирских автомотрис на базе вагонов ПВ-40, что позволило бы высвободить локомотивы из пассажирского движения. Используя опыт предприятий, Демиховский машиностроительный завод в 1962 году выпустил опытную пассажирскую автомотрису АМ1. За основу конструкции автомотрисы был взят кузов пассажирского вагона ПВ-40, к которому были добавлены кабины управления. Силовое и вспомогательное оборудование размещалось в моторном отсеке, расположенном внутри кузова. Силовая установка автомотрисы состояла из дизеля ЯАЗ-204, механической четырёхступенчатой коробки передач с дистанционным управлением и двухрежимного реверс-редуктора, приводившего переднюю ведущую тележку. Задняя тележка являлась поддерживающей. Пассажирский салон был также унифицирован с пассажирским вагоном ПВ-40.
В ходе испытаний автомотрисы АМ-1 выяснилось, что машина в целом соответствует техзаданию, но разгонные характеристики и коэффициент сцепления колёс с рельсами существенно ниже расчётных. Тем не менее, АМ1 была принята госкомиссией и пущена в серийное производство.
В процессе эксплуатации АМ1 выявилась масса конструктивных недостатков, но самым серьёзным из них оказался привод на одну тележку. В соответствии с техзаданием предусматривалась возможность эксплуатации АМ1 с
составом до трёх вагонов ПВ-40, однако в реальных условиях, при мокрых, засыпанных листвой или заснеженных рельсах либо на подъёме, автомотриса часто срывалась в боксование и не могла тронуться с места даже без вагонов.
Крайне низкие эксплуатационные характеристики автомотрис АМ1, а так же ряд особенностей и недостатков, усложнявших их обслуживание и ремонт, явились причиной частых отказов предприятий от ранее заказанных машин, и в 1972 г. Демиховский завод был вынужден прекратить их производство. Всего в период 1962-1972 гг. было построено 297 автомотрис серии АМ1.
Проект «Экспресс советских торфоразработок»
Автомотриса АМ1 №169 после постройки в 1968 г. была направлена на Аникинскую лесовозную УЖД в Кировской области. По одной из версий, в ходе эксплуатации произошло лобовое столкновение автомотрисы с лесовозным сцепом, после чего автомотриса была отставлена от работы, затем списана, снята с тележек и долгое время эксплуатировалась в качестве мастерской для ремонта и зарядки аккумуляторов. В 2017 году кузов автомотрисы был обнаружен в ходе одной из экспедиций, проводимой командой музея Тёсовской УЖД.
В августе 2017 года после достижения договорённостей с Лузским ЛЗК и при поддержке «Фонда помощи некоммерческим проектам» компании «МТС» кузов автомотрисы АМ1-169 был доставлен в музей Тёсовской УЖД и долгое время находился на площадке музея в ожидании восстановления.
В октябре 2018 года в ходе поездки на лесовозно-туристическую УЖД Вишеу-де-Сус в Румынию от руководства УЖД была получена информация, что на восстанавливаемой автомотрисе АМ1-258 сохранились оригинальные
узлы трансмиссии (в частности, коробка передач и реверс-режимный редуктор). Данные агрегаты не планировалось использовать при восстановлении АМ1-258 и впоследствии были достигнуты договоренности о возможности их
приобретения музеем Тёсовской УЖД.
В октябре 2019 г. проект «Экспресс советских торфоразработок», представленный музеем Тёсовской УЖД, становится победителем конкурса Фонда президентских грантов. Благодаря поддержке Фонда появились средства для восстановления автомотрисы АМ1-169 до ходового состояния. Основной целью проекта «Экспресс советских торфоразработок» явилось восстановление автомотрисы АМ1-169 с максимальной аутентичностью, для чего было принято решение максимально использовать оригинальные узлы и детали, которые были обнаружены в ходе исследовательской деятельности музея в предыдущие годы. Демиховский машиностроительный завод предоставил музею конструкторскую документацию на автомотрису АМ1, благодаря которой стало возможным приобрести и изготовить недостающие узлы и детали. Ниже приведена краткая хронология восстановления автомотрисы.
На момент начала работ по реализации проекта в октябре 2019 года в распоряжении музея имелся кузов автомотрисы АМ1 №169 и одна оригинальная поддерживающая тележка, преданная музею командой клуба «УЖД Северо-Запада». Позднее из республики Беларусь в музей была доставлена вторая и последняя сохранившаяся на промышленных УЖД оригинальная тележка автомотрисы АМ1. Тележка также являлась поддерживающей и в ходе восстановительных работ была переделана в ведущую с использованием осевых редукторов от самоходной электростанции ЭСУ2А.
В ноябре 2019 года для замены дефектных частей кузова автомотрисы АМ1 №169, была приобретена половина кузова автомотрисы АМ1 №267, которая ранее эксплуатировалась на УЖД Тёсовского транспортного управления.
В январе 2020 года в музей из Румынии прибыли последние сохранившиеся реверс-режимная коробка и коробка переключения передач оригинальной конструкции ДМЗ, а также дизельный двигатель ЯАЗ-М204, компрессор, барабанные контроллеры управления мощностью дизеля и переключения передач автомотрисы.
Весной 2020 года проводились работы по ремонту дизеля и трансмиссии.
К середине мая 2020 года завершено восстановление кузова и ходовой части автомотрисы.
В августе 2020 года восстановлен оригинальный интерьер пассажирского салона автомотрисы, завершены кузовные работы, выполнена покраска кузова, установлены двигатель и отремонтированная оригинальная трансмиссия.
Осенью 2020 года продолжались работы по монтажу тормозного и пневматического оборудования и электросхемы автомотрисы, установка необходимых приборов и оборудования.
В декабре 2020 года были полностью восстановлены обе кабины управления, проведена пробная обкатка агрегатов и узлов автомотрисы.
В январе 2021 года наступил финалыный этап работ по воссатновлению автомотрисы: проводилась окончательная наладка систем и узлов.
7 февраля 2021 года были начаты динамические испытания восстановленной машины.
28 февраля коллектив музея объявил о завершении реализации проекта.
Начиная с марта 2021 года автомотриса АМ1-169 регулярно используется в ретро-поездках на Тёсовской УЖД. Это дает возможность посетителям музея познакомиться с уникальным экземпляром подвижного состава врёмен расцвета промышленных узкоколейных железных дорог в нашей стране, а ветеранам-торфяникам – возможность совершить путешествие во времени и погрузиться в эпоху их трудовых подвигов.
Фотогалерея