Изготовители: | З-д им.Свердлова/Демиховский МЗ |
Годы постройки: | 1953-1954 / 1955-1974 |
Род службы: | пассажирская автодрезина |
Двигатель: | ГАЗ-ММ / ГАЗ-М20, ГАЗ-М21 |
Тип передачи: | механическая |
Конструкционная скорость: | 63 км/ч / 100 км/ч |
Служебный вес: | 3,8 т /4,2 т |
Габариты: | 5850/5760 х 1580 х 2250/2510 мм |
Число мест: | 9+1 |
Силовая установка дрезины состояла из четырехтактного капбюраторного двигателя ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с., четырёхступенчатой коробки передач и реверс-редуктора. Вращающий момент на осевой редуктор первой оси задней тележки (от электростанции СЭП2) передавался при помощи карданного вала. Оси тележки были связаны втулочно-роликовой цепью. Для движения в обратном направлении кабиной вперёд дрезины оборудовались гидравлическим подъёмно-разворотным механизмом. Копмоновка приборов и органов управления в кабине вобдителя соответствовала автомобильной. Дрезины оборудовались механическим тормозом с приводом от педали и от штурвала, расположенного на месте рулевой колонки. Кузов дрезины имел 6 боковых дверей, по три с каждой стороны кузова (2 в кабине и 4 в салоне), оборудованных автомобильными стеклоподъемниками. В пассажирском салоне поперечно устанавливались три мягких трёхместных дивана для пассажиров. Салон имел противошумную изоляцию, стены были обшиты фанерой с отделкой замшей и деревянными накладками. Всего на заводе им. Свердлова до 1954 года было построено 65 автодрезин.
В 1955 году производство пасажирских узкоколейных автодрезин было передано на Демиховский машиностроительный завод, где их выпуск продолжался до 1974 года. Проект дрезины ПД-1 на Демиховском заводе был несколько переработан, в частности на “демиховские” дрезины устанавливались карбюраторные двигатели ГАЗ-М20 (52 л.с.), а впоследствии ГАЗ-М21 (75 л.с.), а также изменена отделка салона и конструкция дверей и сидений.
До 1974 года ДМЗ было выпущено около тысячи пассажирских автодрезин, в том числе двухосные варианты ПД-2, а также опытная дрезина ПД-3 с двигателем ЗМЗ-402 (24Д).
Помимо пассжирских автодрезин, завод им. Свердлова, а впоследствии и Демиховский машиностроительный завод выпускали грузовые автодрезины ГМД, пожарные автодрезины ПМД и санитарные автодрезины СМД.
Дрезина ПД-1 до восстановления
Дрезина ПД-1 была приобретена коллективом Тёсовской УЖД музея при поддержке команды «УЖД Северо-Запада» на Репельской УЖД в Волосовском районе Ленинградской области в 2009 г. в состоянии металлолома. Восстановление дрезины продолжалось до 2013 г. Конструкция дрезины в ходе работ была несколько изменена для удобства управления и безопасности, в частности установлен гидропривод сцепления и пневматический привод тормоза. Также была изменена компоновка пассажирского салона: диваны для пассажиров были установлены продольно, с увеличением количества мест до 10, установлен столик для пассажиров. Планируется восстановление подъёмно-разворотного механизма. Дрезина ПД-1 регулярно использется в ретропоездках, а также участвует в различных выездных мероприятиях.
Фотогалерея