Изготовитель: | Калужский МЗ («Калугатрансмаш») |
Годы постройки: | 1950-е гг. – наст. время |
Двигатель: | М-72, К-750, ИМЗ, КМЗ |
Тип передачи: | механическая |
Конструкционная скорость: | 50 км/ч |
Снаряжённый вес: | 310 кг |
Габариты: | 2190х1210х1040 мм |
Пассажировместимость: | Дрезина – 5+1, прицеп: до 10 чел. |
Съёмная транспортная мотодрезина ТД-5у используется для перевозки рабочих, инструмента и материалов к месту работы. Дрезина приводится в движение четырёхтактным карбюраторным мотоциклетным двигателем. Вращающий момент от коробки нередач передается на реверс-редуктор, а от него через цепной привод и раздаточный вал – на обе оси мотодрезины. Для перевозки людей и грузов используются транспортные прицепы ТП. Прицеп представляет собой платформу со сплошным дощатым настилом. С торцов платформы установлены откидные борта. Для перевозки длинномерных грузов прицепы сцепляются между собой с помощью специальных длинных штанг. Дрезина и прицепы оборудованы ручным колодочным тормозом.
Мотодрезина ТД-5У. Заводское фото
Транспортная дрезина ТД-5у может следовать как съёмная только без прицепов при наличии на ней не менее 4 человек и лишь в светлое время суток при хорошей видимости. В случаях следования дрезины с прицепами или при наличии на ней менее 4 человек, а также при следовании в тёмное время суток и в светлое время при плохой видимости сигналов, например в туман, дрезина выпускается на перегон как несъёмная. Количество людей для одновременного проезда не должно превышать 6 человек на дрезине и 10 человек на незагруженном прицепе. На гружёном прицепе должен находиться только один человек для торможения прицепа. При отсутствии тормозильщиков движение на мотодрезине с гружёными прицепами запрещено. Перевозить грузы непосредственно на дрезине не допускается. Скорость движения дрезин ТД-5 на перегонах не должна превышать 50 км/ч, по станционным путям – 25 км/ч, а по стрелкам -15 км/ч. При плохой видимости скорость не должна превышать 25 км/ч. Мотодрезина серийно выпускается на предприятии «Калугатрансмаш».
В народе мотдрезина ТД-5у получила прозвище «пионерка», так как по некоторым данным, в своё время выпускалась под маркой «Пионер». Мотодрезины, часто переоборудованные из прицепов или самодельные, можно встретить на некоторых УЖД как частный транспорт.
Всего в коллекции музея имеется 4 действующих дрезины и 3 прицепа. Одна из мотодрезин в 2015 году была восстановлена в оригинальном исполнении. Также, одним из основателей музея, Сергеем Харебовым, одна из дрезин была переоборудована под электрический привод с работой от аккумуляторов. В музее регулярно проводятся ретропоездки по Тёсовской УЖД на мотодрезинах в тёплое время года.
Фотогалерея