Режим работы музея:
по предварительной записи, с 11:00 до 18:00
в выходные и праздничные дни
+7 (921) 0-200-699
пос. Тёсово-Нетыльский,
ул. Советская, д. 116Б

Тепловоз-автомотриса ТУ6П


Автомотриса ТУ6П-0050 в музее Тёсовской УЖД
Изготовитель: Камабарский маш.завод
Годы постройки: 1986-1989
Род службы: автомотриса
Дизель, передача: ЯАЗ-204, 120 л.с., механическая
Мест для пассажиров: 9
Конструкционная скорость: 42 км/ч
Служебный вес: 16 т
Габариты: 9730х2550х3545 мм
Осевая формула: 2-B
Выпуск узкоколейных автомотрис и пасажирских автодрезин прекратился в начале 1970-х годов, поэтому к 1980-м годам на предприятиях начала ощущаться их нехватка. Во второй половине 1980-х годов Камбарский машиностроительный завод на основе конструкции теплвооза ТУ6А и грузовой дрезины ТУ6Д начал выпуск пассжирской автомотрисы малой вместимости, получившей обозначение ТУ6П. Певрая автомотриса ТУ6П была постороена в 1985 г. Автомотриса имела унифицированный кузов, составленный из короткого капота и трёх стандартных кабин, внутри разделенный на кабину машиниста и пассажирский салон, имевший 9 мест для пассажиров. Ввиду небольшой пасажировместимости автомотрисы большое внимание уделялось комфорту пассажиров. Автомотриса ТУ6П оборудовалась мягкими регулируемыми сидениями для пассажиров, кондиционерами электроотоплением салона, холодильником, столиками, шкафом для одежды и инструмента. Электрооборудование питалось от вспомогательного генератора переменного тока, мощностью 9 кВт, приводившегося во вращение от коробки отбора мощности КПП. Стены пассажирского салона отделаны линолеумом.

Для решения проблемы плохого обзора пути при движении задним ходом, завод применил техническое решение, аналогичное автодрезинам ПД и СМД. Конструкция автомотрисы включала в себя разворотный гидроподъёменик, который позволял вывесить машину над рельсами и развернуть его на опорной площадке вокруг оси, для движения в обратном направлении капотом вперёд. Но из-за низкой надежности этого узла, а также имевших место случаев опрокидывания автомотрисы при развороте из-за перекосов пути и смещённого центра тяжести, предприятия не использовали разворотные механизмы, всесто этого часто устраивая дополнительное окно из кабины в салон позади машиниста, для сквозного обзора при движении назад.

Силовая установка автомотрисы аналогична тепловозам ТУ6А и ТУ6Д. Дополнительно на коробке передач установлены коробки отбора мощности для привода вспомогательного генератора и насоса гидросистемы разворота.
Отличие от ТУ6А и ТУ6Д также заключалось в том, что а ТУ6П ведущей являлась только задняя тележка (это было обусловлено размещением подъёмно-разворотного механизма), передняя же была поддерживающей и не имела осевых редукторов.

В период 1985-1988 гг. Камбарский машиностроительный завод выпустил 56 автомотрис ТУ6П, в дальнейшем по причине прекращения выпуска тепловозов ТУ6А и ТУ6Д и перехода на выпуск локомотивов на основе ТУ8, завод переоборудовал конструкцию ТУ6П, унифицировав ее с тепловозами ТУ8. Новая машина получила обозначение ТУ8П и почти не имела отличий от ТУ6П, кроме обусловленных применением другой силовой установки.

Тепловоз-автомотриса ТУ6П-0050 поступил с завода в 1988 году в Тёсовское транспортное управление и работал на торфопредприятии Тёсово-2. В 1999 году был передан на предприятие Тёсово-1, и до 2014 года исапользовался для перевозки рабочих. с 2015 года используется музеем Тёсовской УЖД для экскурсионных поездок. Коллективом музея был произведен косметический ремонт автомотрисы, заменён дизель, переоборудован пассажирский салон, восстановлена работа электроотопления.

В 2021 году в фонд музея Тёсовской УЖД с УЖД ИК Южный Нижегородской области был передан тепловоз-автомотриса ТУ6П-0028. Локомотив находится в разукомплектованном состоянии и требует восстановления.

Фотогалерея