Режим работы музея:
по предварительной записи, с 11:00 до 18:00
в выходные и праздничные дни
+7 (921) 0-200-699
пос. Тёсово-Нетыльский,
ул. Советская, д. 116Б

Грузовые вагоны Тесовской УЖД

В этом разделе собраны описания различных грузовых узкоколейных вагонов, как из экспозиции и фондов музея, так и эксплуатирующихся на Тёсовской УЖД.
 
Торфовозные полувагоны
Крытый вагон мод. 41-012
Вагон-ледник
Вагоны-цистерны
Вагоны-платформы
Конно-лесовозная вагонетка

Торфовозные полувагоны


Торфовозный поезд из вагонов ТСВ-6А, Тёсовская УЖД

Основу парка Тёсовской УЖД составляют полувагоны для перевозки торфа моделей ТСВ-6, ТСВ-6А, 42-098 и УМВ-2 постройки Демиховского машиностроительного завода.

Вагоны УМВ-2 строились на ДМЗ с 1953 г. Аббревиатура “УМВ” расшифровывается как “узкоколейный металлический вагон”. Вагоны УМВ-2 имеют наклонный пол и шесть боковых люков для выгрузки торфа, однако из-за малого угла наклона пола требуют для разгрузки ручного труда, либо применения вагоноопрокидывателя. Конструкция полувагонов ТСВ6 и ТСВ6А (ТСВ – “торфовозный саморазгружающийся вагон”, индекс “А” означает, что тележки вагона имеют подшипники скольжения) позволяет производить полную саморазгрузку торфа под действием его веса. Закрытие разгрузочных люков вагонов ТСВ после разгрузки может выполняться автоматически при протаскивании состава через специальные аппарели.

Характеристики торфовозных полувагонов Тёсовской УЖД:

ТСВ6(А) УМВ-2 42-098
Годы постройки 1953-60 1966-82 1980-91
Число осей 4 4 4
Тара вагона, т 4 5,2/5,5 5,2
Грузоподъёмность, т 10 12,5 12,8
Объём кузова, м3 20,6 27 30

Полувагоны модели 42-098 имеют глухое дно и предназначены для рагрузки на вагоноопрокидывателях. После ликвидации торфоперегрузочного комплекса Тёсовской УЖД почти все полувагоны данной модели постепенно были разрезаны в металлолом. В коллекции музея имеется один вагон модели 42-098, в прошлом силами ТТУ оборудованный ленточным разгрузочным транспортёром.

Крытый вагон мод. 41-012


Крытый вагон 41-012 в музее Тёсовской УЖД. Фото: Артур Павловский

Крытые вагоны в основном, поставлялись на УЖД общего пользования. Большое количество зерновозных вагонов, оборудованных верхними загрузочными люками и хлебными щитами, отправлялась на целинные УЖД. На большинстве предприятий крытые вагоны использовались для перевозки хозяйственных грузов, в качестве служебных вагонов, вагонов-бытовок и вагонов-лавок. Вагон мод. 41-012 постройки Демиховского машиностроительного завода имел глухие крышу и пол и был оборудован автотормозами. Вагон мод. 41-013 имел 4 крышевых люка для загрузки зерна, 8 люков в полу, самоуплотняющуюся дверь и был оборудован тормозной площадкой.

Вагон С-1377 построен ДМЗ в 1975 г., после чего был отправлен на УЖД Семигороднего ЛПХ Вологодской области. Со времён упадка леспромхоза вагон стал использоваться в качестве гаража для мотодрезин. Вагон был перевезён на Тёсовскую УЖД в сентябре 2015 г. и ожидает восстановления.

В июне 2020 г. в музей с Конецгорской УЖД Архангельской области в музей Тёсовской УЖД доставлен крытый вагон С-1804, построенный в 1984 г.

Вагон-ледник


Вагон-ледник на Тёсовской УЖД
Изготовитель: Завод “Баутцен”, ГДР
Годы постройки: 1953-1954
Тара вагона: 13,5 т
Грузоподъемность: 15 т
Объем кузова: 26,5 м3
Площадь пола общая: 20,2 м2
Площадь пола погрузочная: 15,3 м2
Габариты: 10540х2160х???? мм
На УЖД общего пользования МПС перевозка скоропортящихся грузов осуществлялась в специальных изотермических вагонах-ледниках. Цельнометаллические вагоны-ледники колеи 750 мм строились на заводе Баутцен в ГДР в 1953-54 гг. Вагоны были приспособлены для перевозки всех видов скоропортящихся грузов и оборудованы пристенными приборами охлаждения (карманами для льда), вентиляцией, напольными решётками, крючьями и балками для перевозки мясных туш, полками для укладки груза в мягкой и полужёсткой таре. В зимнее время при перевозке овощей и фруктов в вагонах устанавливалась печь сухого отопления. Для контроля температуры установлены термометры. Кузов вагона опирается на две двухосные поясные тележки «тяжёлого» типа с буксами скольжения и эллиптическими рессорами. Выпускались две модификации вагонов: обычный и с тормозной площадкой, который был несколько длиннее.

Вагоны данного типа работали в основном на УЖД общего пользования МПС, но их также можно было встретить и на промышленных УЖД, где они использовались для доставки продуктов в отдалённые посёлки, либо как обычные крытые вагоны. Кузов вагона-ледника №27, построеный в 1953 был обнаружен в г. Приозерск Ленинградской области, где много лет использовался в качестве склада вокзальной столовой. В сентябре 2015 г. вагон был перевезён в музей Тёсовской УЖД, где были выполнены работы по восстановлению пострадавшей от коррозии
рамы и нижней части кузова, подкачены тележки, выполнена покраска кузова. В данный момент вагон ожидает завершения работ по его восстановлению.

Вагоны-цистерны


Цистерна ВЦ-20 в музее Тёсовской УЖД

Четырёхосная цистерна ВЦ-20 (мод. 45-046) постройки Демиховского машиностроительного завода грузоподъёмностью 20 т предназначена для перевозки нефтепродуктов по УЖД колеи 750 мм. Цистерна имеет безрамную конструкцию, стальной несущий котёл сварной конструкции имеет колпак диаметром 900 мм. Для слива груза цистерна оборудована специальным нижним сливным двухсторонним прибором, который открывается и закрывается при помощи механического привода со штурвалом, расположенным внутри колпака. Для доступа к колпаку имеются лестница и верхняя площадка.

В настоящее время на Тёсовской УЖД имеется 3 цистерны ВЦ-20, одна из которых находится в коллекции музея. Цистерна №2790 построена Демиховским машиностроительным заводом в 1975 г. и после долгих лет эксплуатации на Тёсовской УЖД была установлена в качестве резервуара резервного топлива на одной из поселковых котельных. В 2016 году цистерна была выкуплена и перевезена на площадку музея.

Также на Тёсовской УЖД эксплуатировалось большое количество самодельных цистерн на базе грузовых платформ Усть-Катавского и Демиховского заводов. Они использовалисть для перевозки дизельного топлива ии в сосавах пожарных поездов. До настоящего времени на Тёсовской УЖД сохранилось несколько таких цистерн, одна из которых передана в фонд музея.

Вагоны-платформы


Вагон-платформа ДМЗ мод. 43-092

Вагоны-платформы среди общего количества вагонов, построенных для УЖД, занимают первое место.Они строились на множестве заводов. Благодаря своей универсальности, платформы часто служили базой для создания других типов вагонов, как на заводах, так и силами предприятий.

На Тёсовской УЖД в данный момент имеется несколько безбортовых так и бортовых платформ различных заводов: Демиховского, Усть-Катавского, Камбарского и завода Веймар. На базе некоторых платформ силами ТТУ были созданы цистерны для перевозки дизельного топлива. В коллекции музея имеется две безбортовые платформы Усть-Катавского вагоностроительного завода, выпуска 1939 и 1940 гг., одна из которых в прошлом была переоборудована в цистерну, безбортовая платформа Камбарского завода, а так же бортовые платформы ДМЗ грузоподъёмностью 20 т.

Для перевозки крупной торфодобывающей техники использовались низкопольные платформы-транспортёры. На данный момент на Тёсовской УЖД сохранился один 4-осный транспортёр типа 223 грузоподъёмностью 20 т постройки Демиховского завода.

Конно-лесовозная вагонетка


Изготовитель: неизвестен
Колея: 750 мм
Годы постройки: 1950-е
Грузоподъемность: 3 т
Тара тормозной тележки: около 450 кг
Тара нетормозной тележки: около 350 кг
База тележек: 800 мм
Ширина тележек: 1700 мм
В прошлом достаточно широкое распространение в нашей стране получили облегчённые лесовозные узкоколейные железные дороги с конной тягой. Перевозка древесины на таких конно-лесовозных УЖД осущетвляшась на специальных сцепах-вагонетках. Вагонетка конструкции Лесосудомашстроя состоит из двух отдельных двухосных тележек, одна из которых может быть тормозной. Тележки соединяются между собой тросом или цепью, причем расстояние межну ними может быть изменено в зависимости от длины перевозимого груза. На тележках установлены повотные брусья-“коники” со стойками. Для соединия тележек между собой имеются упряжные крыки, расположенные как по тележки, так и с боковых сторон рамы. Торможная тележка вагонетки оборудована ручным колодочным тормозом с приводом от штурвала и тормозной площадкой. Тормозная площадка отделена от груза предохранительным щитом.

Одна из таких конно-лесовозных вагонеток была обнаружена в январе 2017 года в районе реки Кересть во время строительства скоростной автомобильной дороги М-11 “Нева”. После проведения восстановаительных работ вагонетка заняла свое место в экспозиции музея Тёсовской УЖД.