Режим работы музея:
по предварительной записи, с 11:00 до 18:00
в выходные и праздничные дни
+7 (921) 0-200-699
пос. Тёсово-Нетыльский,
ул. Советская, д. 116Б

“Вызволенный из тайги”

Проект “Вызволенный из тайги: восстановление уникального узкоколейного вагона-мастерской” реализуется в настоящее время при поддержке Фонда Президентских грантов.
Ввод в эксплуатацию: ноябрь 2023 г.

В 2017 году на Конецгорской УЖД Архангельской области был найден вагон-паровая электростанция, а в ходе дальнейшего исследования УЖД на одном из разобранных “усов” в 65 км от поселка Рочегда среди архангельской тайги был обнаружен отлично сохранившийся вагон-мастерская постройки завода “Аммендорф” (ГДР) №029 1950 года постройки.

После многочисленных выездов команды музея вагон-мастерская все же был вызволен из леса и в конце 2018 года вместе с паровой электростанцией доставлен на базу музея в Новгородскую область. Таким образом у музея сформировалась полная коллекция редких узкоколейных вагонов производства ГДР.

В 2019 году начались работы по восстановлению вагона-мастерской, была закуплена часть материалов, но ввиду ограниченного бюджета работы вскоре были приостановлены.

В рамках проекта предполагается завершить начатое и восстановить вагон до максимально первозданного вида с целью дальнейшего экспонирования в музее и на крупных культурных мероприятиях, проводимых в поселке Тёсово-Нетыльский. Команда музея имеет опыт работы восстановления уникального подвижного состава, накоплен большой массив информации о конструкции и истории данных вагонов.

Реализация проекта позволит сохранить и передать потомкам один из немногих сохранившихся подобных вагонов, ведь на сегодняшний день из около 200 выпущенных вагонов-мастерских сохранилось лишь три (наш является старейшим из них) а также привлечь внимание общественности к необходимости продолжения кропотливой работы по поиску и сохранению исторического наследия железнодорожного транспорта нашей страны и техники в целом.

Важным аспектом деятельности музея помимо сохранения является восстановление, что также сильно ограничено бюджетными возможностями частных музеев. Имея отличный опыт команды в работе по реставрации, техническую базу и информацию, с учетом постоянного роста цен на материалы выполнить полный цикл работ по восстановлению той или иной единицы подвижного состава едва ли возможно, ведь в этом деле важно довести дело до конца и сделать работу на высоком уровне, в противном случае очень много исторических аспектов просто может быть утеряно.

Деятельность музея, в том числе и работа по проекту “Вызволенный из тайги – восстановление уникального узкоколейного вагона-мастерской”, в конечном итоге направлена на достижение более глобальных целей, чем просто восстановление одного вагона, а именно популяризация и привлечение внимания публики к проблеме, связанной с необходимостью сохранения истории железнодорожного транспорта и технического развития нашей страны на ряду с сохранением произведений искусства и других классических музейных и исторических ценностей. Благодаря реализации проекта мы сделаем еще один шаг к тому, чтобы показать, что историческая техника тоже является произведением искусства и имеет право на сохранение.

Воссоздание данного вагона позволит любителям техники, историкам железнодорожного транспорта и неравнодушным к технике людям в прямом смысле прикоснуться к живой истории и узнать множество интересных фактов о вагоностроении конца 1940-х – начала 1950-х годов. Также это позволит собрать воедино и воплотить в натуре наработанную командой музея информацию об узкоколейных вагонах, выпускавшихся в ГДР для СССР. Воссозданный вагон станет еще одним памятником истории техники нашей страны и позволит популяризовать идею необходимости сохранения исторического наследия железнодорожного транспорта России.

Реализация проекта позволит восстановить уникальный образец железнодорожного подвижного состава, который будет долгие годы экспонироваться в музее и принимать участие в крупных культурных мероприятиях музея. В дальнейшем планируется реставрация третьего представителя коллекции узкоколейных вагонов производства ГДР – вагона-передвижной паровой электростанции, что позволит создать отдельную экспозицию уникальных узкоколейных вагонов начала 50-х годов ХХ века.